Apsent

Юридические аспекты при приобретении автомобиля

1 сообщение в этой теме

За несколько лет в правовом форуме накопилось множество печальных историй, связанных с приобретением транспортных средств и последующими проблемами у несчастных приобретателей таких транспортных средств.

Меня неоднократно просили свести воедино в краткую памятку накопленный опыт анализа этих проблем, что я таки и сделал. Все, что здесь написано - это мое личное мнение, которое я, ни в коем случае, никому не хочу навязывать. Понятное дело, эта памятка не является 100% гарантией от проблем, но, как мне думается, поможет минимизировать риски, связанные с покупкой транспортных средств

В общем, думайте сами, у каждого есть своя голова на плечах.

_________________

Итак, начнем. Сразу подчеркну - речь идет не столько о техническом состоянии приобретаемого транспортного средства (хотя немного и об этом), а именно о том как уберечься от возможных юридических проблем. Либо минимизировать их последствия.

Собственно говоря, схемы приобретения транспортных средств (ТС) на рынке second-hand можно свести к следующим основным схемам:

1. Приобретение у перекупщиков

Пример основных схем, по которым ТС приобретаются у перекупщиков:

a) Перекуп дает вам ПТС и договор купли-продажи (ДКП), в которых расписывается за продавца подписью этого самого продавца (то есть не своей). По понятной причине, юридически предыдущий собственник вам ничего не продает и в случае возникновения проблем приобретатель ничем не защищен от них

B) Перекуп передает вам ПТС и ДКП с уже заранее поставленными подписями прежнего собственника. Разумеется, проконтролировать чистоту сделки приобретатель не может и, соответственно, также не застрахован от будущих возможных проблем

с) Перекуп действует по т.н. "генеральной доверенности" (на самом деле правильнее говорить - "нотариально удостоверенной") и расписывается в документах сам как представитель продавца. Из всевозможных схем приобретения транспортных средств через перекупов эта наиболее корректная. Однако, такая схема также не дает юридических гарантий приобретателю, поскольку доверенность может быть поддельной (равно как и паспорт самого перекупа). И тогда в случае проблем с таким приобретаемым транспортным средством приобретатель также юридически не защищен. Он потеряет и автомобиль и деньги.

На мой взгляд, приобретение ТС через перекупов является наиболее рискованным и потому наименее целесообразным способом покупки железного коня. Ибо риски серьезные, а вариантов защиты очень мало. Приобретатель заведомо попадает в невыгодное положение, ибо и самого перекупщика еще надо найти и взыскать с него уплаченные деньги. Это долго и сложно. И нередко вообще невозможно - например, если в роли перекупщиков выступают граждане по поддельным документам (когда продают авто с криминальным прошлым - угнаное, с перебитыми номерами и пр)

2. Приобретение непосредственно у собственника

Приобретение непосредственно у собственника существенно снижает возможные риски. Покупатель может навести справки о собственнике и, тем самым, снизить последующие риски. Ибо у мутного человека (организации) никто в здравом уме ничего покупать не будет. В случае возможных проблем (например, перебитые номера, залоговое авто, авто в угоне и пр) приобретатель сможет через суд потребовать возврата уплаченной суммы.

3. Приобретение через автосалоны (договор комиссии)

Часто по таким схемам приобретаются авто по программе trade-in или же просто салоны выступают в качестве агентов (комиссионеров). По степени риска такая схема стоит между приобретением у собственника (минимальный риск) и приобретением через перекупов (максимальный риск).

Как правило, салоны работают с реальными собственниками, но при покупке обязательно следует обратить внимание на то, с кем у салона заключен договор - опять же с собственником или перекупщиком. Нередко салоны сами продают как перекупщики- просто указывая в ПТС нового собственника (см. выше схемы работы перекупов). Для этого необходимо потребовать у менеджера салона договор между салоном и собственником. В случае совершения сделки потребовать передать вам заверенную салоном копию такого договора.

Если салон откажется выполнить такие требования, то лучше отказаться от приобретения такого транспортного средства в данном салоне.

Следует также добавить про разные сопутствующие риски приобретения ТС через салон - например, салон банкротится и не передает уплаченные деньги прежнему собственнику. В итоге через суд у последнего собственника изымается автомобиль, а сам такой несчастный собственник просто не может уже получить деньги с обанкротившегося салона. Так, например, было с известным автосалоном "Воронцов-Моторс" в Новосибирске.

Это что касается схем приобретения транспортных средств.

Теперь об основных рисках, связанных с самими транспортными средствами.

1) Транспортное средство может оказаться угнанным. Разумеется, у вас его изымут

2) Транспортное средство может оказаться предметом залога. В таком случае на него будет обращено взыскание в пользу залогодержателя и вы потеряете это транспортное средство

3) Транспортное средство может оказаться с перебитыми номерами (правильнее - измененной маркировкой). Такое ТС не отберут, но на учет в ГИБДД не поставят

4) Транспортное средство может оказаться т.н. "распилом" (каркасом, остовом, двойником и пр) - в таком случае у вас также гарантированы проблемы с его регистрацией и запретом допуска к дорожному движению

5) Отдельно стоит упомянуть такую схему обмана как "обмен путем заключения ДКП" (особенно популярна в последнее время)

суть ее в следующем

например, вы нашли понравившийся вам вариант автомобиля

его продавец (чаще всего перекуп) тебя уговаривает на обмен "ключ в ключ". И предлагает оформить договорами двумя купли-продажи. То есть - вам продают одно авто, а вы - другое (свое). Причем, для надежности, ваш авто покупается на "друга" или "родственника" того продавца.

в ДКП тот продавец указывает небольшую сумму. Далее выясняется, что он вам продал проблемное авто (распил, перебитая маркировка, угнанный авто, залоговый и пр). И вот тут и есть самая большая проблема - свой авто вы уже не вернете - ибо он продан по другой сделке (да еще для надежности - ее совершают на третье лицо - типа "друга, брата, свата" и пр).

и тебе по ней ничего не светит назад.

а вот то паленое авто, что вы купили - уже только ваша головная боль. которую на вас заботливо переложил перекуп, избавившись таким образом от совего проблемного товара, взамен получив совершенно нормальный автомобиль.

Итак, собственно, краткие советы по приобретению транспортного средства.

1. Перед покупкой внимательно изучите ПТС, обратите внимание на все записи и особые отметки

2. Старайтесь приобретать непосредственно у собственника

3. Приобретайте именно по договору купли-продажи, а не по пресловутым доверенностям

4. В договоре должны быть указаны основные параметры приобретаемого транспортного средства (техническое состояние, пробег, битая-не битая и пр). Чем подробнее укажете, тем потом будет легче защищать свои права в случае, если состояние ТС окажется не соответствующим тому, что вам обещал продавец.

5. В договоре купли-продажи обязательно должно быть указано, что транспортное средство не является предметом залога и не находится ни под каким иным обременением.

6. Внимательно изучите паспорт продавца (собственника, перекупа) на предмет соответствия личности продающего документам на транспортное средство (ПТС, доверенность и пр). Также рекомендую проверить данные паспорта на действительность на сайте ФМС:

http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000

7. В договоре купли-продажи обязательно должна быть указана полная стоимость транспортного средства, а также иными способами (расписка и пр) должна быть подтверждена полная сумма, переданная продавцу. Если продавец возражает - смело можете с ним попрощаться, вам такой вариант не нужен.

Если уж найденный вариант больно хорош, машина нравится, но покупатель ни в какую не хочет писать в ДКП полную стоимость, то есть вариант убедить его поступить следующим образом.

например, можно составить ДКП тысяч на 100р.

к ДКП - дополнительное соглашение, где сумма продажи устанавливается реальная, например, 600000 р.

ну и, соответственно, две расписки - на 100 т.р. и на 500 т.р. ( с привязкой, что передается по допсоглашению)

В ГИБДД и налоговую предъявляется все на 100 т.р., а в случае конфликта с продавцом - уже на всю сумму.

100 т.р. - это для наглядности примера. Разумеется, надо БЫ знать еще про имущественные вычеты )

Ну и в расписках о передаче денежных средств обязательно указывать полные данные (кто -кому) и за какое именно авто передаются деньги (марка, номер кузова, двигателя, VIN).

Если продавец и на такой вариант не согласен - то тут уже смело можно послать его в пешее эротическое путешествие и приступить к поиску нового варианта

8. Если вам предлагают обмен автомобилей, то советую не разбивать сделку по частям (то есть два отдельных договора купли-продажи), а заключать именно один договор мены. В противном случае, вы можете по одному договору продать свое авто (нормальное), а по второму приобрести проблемное. В результате свое авто вы уже не вернете, а проблемное останется вашей проблемой.

9. Старайтесь избегать вариантов, когда машина на тразитах! это повышает риск на порядок

10. При покупке постарайтесь пробить ПТС по ментовским базам. Как правило этого бывает достаточно, чтобы избежать проблемного варианта

сервис для проверки ПТС в интернете (не идеальный, но иногда помогает)

http://vinformer.su/ru/ident/title/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас